Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН

Сайт создан при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Проект № 18-012-90027

Контексты Серебряного века

Под знаком Достоевского

1927

Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии) 1927. Том 3. Вып. 3

Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии). 1927. Том 3. Вып. 3

Открыть PDF 3.1 Мб

Город: Свердловск
Дата издания: 1927

Выпуск 3

Содержание:

Проф. В.И.Руднев. Тургенев  и Чехов в изображении галлюцинаций. С. 181

Д-р И.Б.Галант. Эвроэндокринология великих русских писателей и поэтов:

                             4. Достоевский. С. 203

В статье феномен творчества Ф. М. Достоевского рассматривается с точки зрения эндокринологии. Автор обращается к вопросу об эпилепсии Достоевского, о ее происхождении и особенностях ее протекания. Он разделяет мнение профессора Г. В. Сегална о том, что эпилепсию гениальных личностей можно отнести к разряду аффект-эпилепсии. В то же время, он указывает на то, что при подобного рода эпилепсии имеется сильный истерический компонент, который в свою очередь и стимулирует начало припадка. С точки зрения эндокринологии, эпилепсия гениальных людей характеризуется И. Б. Галантом как гипофизарная эпилепсия.

            По мнению ученого, вся мозговая активность гениальных людей концентрируется около гипофиза. Благодаря своей гиперфункции гипофиз должен компенсировать недостаточную работу всех остальных эндокринных желез. Вследствие этого состояние гипофиза у гениальных людей не всегда устойчиво и возможны различные колебания. Увеличенный в размере гипофиз у гениальных людей способен оказывать давление на близлежащие органы, что приводит к мигреням, проблемам со зрениям и приступам эпилепсии.

            Эпилепсия Достоевского относится к разряду гипофизных, но она также отягчена психопатической наследственностью. Наиболее яркое проявление она нашла в психосексуальных переживаниях писателя. По мнению исследователя, сущность психосексуальной жизни героев Достоевского удачно передается термином В. Вересаева «любовь-страдание». Само это понятие олицетворяет сущность Достоевского и Достоевщины. Проявление любви в произведениях Достоевского всегда сопряжено с ненавистью по отношению к любимому человеку, с желанием унижать и подчиняться. У Достоевского любовь всегда упадочно-бесплотна

телесное соединение любящих друг-друга героев оказывается невозможно. Галант считает, что если бы случилось соединение Настасьи Филипповны с Рогожиным, Грушеньки с Дмитрием Карамазовым, то это неминуемо привело бы к пошлости.

            Изображение только таких болезненных форм любви-страдания наводит исследователя на мысль о том, что Достоевский, гениальный писатель-психолог, не мог не пережить что-то подобное сам. Упадочно-бесплотную любовь у Достоевского ученый связывает с алголагнией — мазохизмом-садизмом, который является одним из самых тяжелых форм полового инстинкта. Мазохистские наклонности оказываются связаны с гипофункцией половых желез и с недостаточностью постпитуитарной железы. При активно-садистической алголагнии следует предполагать также и гиперфункцию адреналинных желез.

            Автор приходит к выводу о том, что Достоевский, безусловно, был больным человеком, о чем свидетельствует его эндокринная система. Он отмечает у него недостаточность половых желез, постпитуитарной доли, а также недостаточность адреналинных желез. Но в то же время у Достоевского была хорошо развита щитовидная и околощитовидная железа, которая в некоторой степени, но не полностью, могла компенсировать работу остальных. Галант утверждает, что подобная эндокринная корреляция сделала возможным появление великого гения Достоевского.

                             5. Некрасов. С. 218

                             6. Леонид Андреев. С. 223

                             7. Крылов. С. 239

Д-р Я.В.Минц. Иисус Христос—как тип душевно-больного. С. 243